Влажно тепловая обработка изделия с помощью пресса. Правила стачивания и ВТО швейных изделий


Влажно-тепловая обработка относится к числу процессов швейного производства, предопределяющих качество готовых изделий. Режимы влажно-тепловой обработки должны обеспечить соблюдение технологических требований, предъявляемых к отдельным операциям, сохранение физико-механических свойств ткани. Одновременное воздействие влаги, температуры и давления на полуфабрикат требует тщательного подбора параметров влажно-тепловой обработки и постоянного контроля за их соблюдением.

Влажно-тепловую обработку деталей и изделий производят с лицевой стороны на прессах или утюгами на столах со специальными колодками или без них. Уложив детали перед обработкой на опорную поверхность, необходимо выправить форму, расправить швы, вытачки и края, устранить неровности и замины.

Увлажнение обрабатываемых изделий необходимо производить с помощью пульверизатора, обеспечивающего мелкое распыление влаги.

При влажно-тепловой обработке мужских сорочек и других видов белья рекомендуется соблюдать параметры, представленные в табл. 8. При обработке деталей одежды из тканей, содержащих различные волокна, устанавливаются режимы, соответствующие наименее термостойкому волокну.

Параметры, указанные в табл. 8, являются предельными, гарантирующими сохранение физико-механических свойств тканей. Исходя из них, на конкретных операциях устанавливаются оптимальные режимы влажно-тепловой обработки. Параметры влажно-тепловой обработки тесно связаны между собой, поэтому при установлении оптимальных режимов необходимо учитывать, что изменение одного из параметров приводит к увеличению или уменьшению других.

Так, увеличение давления на ткань в процессе глажения обеспечивает утонение ткани при меньшем времени воздействия гладильной поверхности, что создает предпосылки для увеличения производительности труда; снижение температуры прессования увеличивает время обработки и т. д. При прессовании необходимо учитывать, что чрезмерное давление может привести к образованию плохо удаляемых лас и трудно устранимых, деформирующих ткань дефектов. Появление видимых или скрытых дефектов в результате утюжильных или прессовых операций свидетельствует о неправильно подобранных режимах обработки или о неисправности оборудования.

Превышение температур нагрева гладильных поверхностей утюгов и прессов, указанных в табл. 8, и чрезмерное увлажнение приводят к ухудшению физико-механических свойств тканей, к образованию тепловой усадки и оплавлению синтетических волокон, к исчезновению ворсистости и появлению пятен. Светлые, в том числе белые ткани при высоких температурах желтеют. Пятна, пожелтение, изменение окраски являются неустранимыми дефектами.

При появлении признаков изменения цвета материалов обрабатываемых изделий, которые могут появиться от неравномерного нанесения влаги, влажно-тепловую обработку необходимо проводить с применением увлажненных проутюжильников. Таким образом, изделие равномерно увлажняется паром воды, находящейся в проутюжильнике. Температура нагрева гладильной поверхности при этом может быть увеличена на 5-10°С в зависимости от материала проутюжильника. Поддержание заданной температуры на гладильно-прессовом оборудовании должно осуществляться с помощью терморегуляторов.

При глажении или прессовании тканей, содержащих химические волокна, и тканей со специальными видами отделок в качестве проутюжильников применяются ткани типа фланели, бязи, диагонали и других, основным недостатком которых является недолговечность, быстрое загрязнение, пожелтение, потеря эластичности.

Таблица 8. Параметры влажно-тепловой обработки

Виды тканей и материалов

Температура нагрева гладильной поверхности, °С

Давление прессования, Па

Время воздействия, с

Увлажнение, %

Примечания

Ткани из натурального шелка

Давление на утюжильных операциях создается утюгами массой 2,5-4 кг

Ткани ацетатные, ацетатные с триацетатом, ацетатные с вискозой, ацетатные с лавсаном

Ткани триацетатные, триацетат с вискозой, триацетат с капроном, триацетат с лавсаном

Ткани из штапельного триацетатного волокна с вискозой и лавсаном

Ткани вискозные с лавсаном

При превышении температуры - изменение цвета и тепловая усадка

Ткани вискозные с капроном

При превышении температуры ткань прилипает, твердеет и разрушается

Ткани капроновые

При необходимости допускается небольшое увлажнение

Ткани хлопчатобумажные и льняные

Ткани хлопчатобумажные с лавсаном

Ткани шерстяные с лавсаном

При температуре 180° С - тепловая усадка

Ткани плательные, содержащие до 50%

Полотна трикотажные малорастягивающиеся с основовязальных машин (полиамид, полиэфир)

Полотно трикотажное двуластичное прессовое из нитей кримплен

Хлопчатобумажные нетканые материалы

140° С - температура нагрева гладильной поверхности пресса, 160° С - утюга

Полушерстяные нетканые материалы

Примечание. Для шерстяных тканей с лавсаном время указано на длину шва 0,5 м; в остальных случаях - на длину шва 0,25м.

Наиболее перспективным является применение хлопчатобумажных проутюжильников с водно-эмульсионной пропиткой на основе кремнийорганических препаратов.

Обработка силиконами придает проутюжильникам дополнительную гидрофобность, термостойкость и износостойкость, при этом не снижается значительно воздухо- и паропроницаемость, практически не теряется эластичность проутюжильников. Для выполнения операций заутюживания целесообразно использовать легкие прессы, которые обеспечивают необходимое качество обработки при минимальных трудовых затратах.

Изделия из эластичных материалов с использованием эластомерных нитей спандекс и синтетической эластичной жилки влажно-тепловой обработке не подвергают.

Сегодня мы поговорим о ВТО – влажно-тепловой обработке тканей изделия в процессе пошива. «Портной гадит, а утюг правит» — гласит профессионально-народная поговорка. Действительно, благодаря действию воды, превращаемой в пар, высокой температуре и давлению можно видоизменять форму материла, а значит, изделия. Этот процесс также улучшает внешний вид готового изделия и устраняет дефекты пошива, такие как, например, стягивание строчки, излишнее растяжение, искривление строчки – утюжком можно подтянуть, например, уголок кармана, подтянуть угол воротника, если нет точной симметрии и т.д. Интересно, что на фабрике утюжильные работы оцениваются более высоким разрядом, а значит и зарплатой, чем швейные операции даже на самых сложных узлах, например, обработка прорезного кармана, втачивание рукава.
ВТО изделия сопровождает процесс пошива от подготовки ткани к раскрою до окончательной отделки. Иногда ткань перед раскроем нужно , иногда нужно просто прогладить для устранения заминов. Чтобы качество изделия было отличным, швы перед каждой последующей операцией с ними нужно проутюживать, чтобы строчки не стягивали ткань. На этом желательно не экономить электроэнергию и время. Готовое изделие необходимо отпарить или окончательно отутюжить.

Тема «Влажно тепловая обработка ткани» также актуальна для учащихся 5-го класса по предмету «Технология».

Оборудование ВТО

К оборудованию ВТО относятся прессы, утюги, паровоздушные манекены и отпариватели. Также не надо забывать и про утюжильную доску. К утюжильным «аксессуарам» можно отнести проутюжильник и валик, который заменяет колодки.

Прессы могут быть с ровной нагреваемой поверхностью для прессования бортов, воротника, низа верхней одежды, крепления клеевых прокладок к деталям. Применение пресса для ВТО верхней одежды и мужского костюма улучшает внешний вид изделий и, самое главное, отличает их от кустарного пошива. Если женскую одежду допустимо шить без применения пресса, то есть допускать какие-то «вольности», то мужской пиджак должен быть безупречного качества. Полочки мужского пиджака должны формоваться на прессе, борта и воротник должны быть отпрессованы на прессе. Или необходим утюг весом до 8 кг. Иначе «рыхлые» детали выдадут бренд «домашнее производство».

Есть прессы с заданной формой нагреваемой поверхности (с подушками) для формования полочек (передней грудной части плечевого изделия) мужской и женской верхней одежды, соединения их с клеевой прокладкой. Конечно, это не только улучшает качество, но и повышает производительность труда. Естественно, что прессы используются в серийном и в массовом производстве, поэтому подробности опускаю.

Паровоздушные манекены тоже используются на производстве. Пароманекены используются для окончательной обработки изделия. Манекен наполняется паром под давлением, и изделие не только приобретает нужную форму, но и ткань изделия становится объемнее, свежее, после слеживания ее в тюках и во время производства, устраняются замины, ласы. Отпариватель выполняет похожую функцию, но в отличие от паровоздушного манекена, не может придавать форму изделию. Он также используется при окончательной отделки изделия и не может заменить утюг. Сейчас отпариватели доступны и для домашнего применения.

Как бы ни был хорош пресс, он не может заменить утюг. Утюг применяют на всех стадиях производства, а в домашних условиях он единственный помощник. В ателье и на фабриках применяют утюги разной мощности и тяжести. В домашних условиях тоже желательно, хотя не обязательно, иметь два утюга: более тяжелый и легкий. Желательно, чтобы они были с функцией парообразования, и терморегулятором.

Современные утюги отличаются гладильной поверхностью, видом парообразования. Подошва утюга бывает из алюминия, нержавеющей стали, тефлоновая, титановая, керамическая и из комбинированных материалов. Скажу, что по сравнению с алюминием и нержавеющей сталью, тефлоновая поверхность более легко скользит по ткани, ткань менее прилипает и горит. Кроме того, этими утюгами я позволяю себе утюжить без проутюжильника по лицевой стороне изделия, и при этом не рискую припалить или оставить ласы. У более крутых утюгов есть съемные насадки для деликатных тканей. Не знаю, не пользовалась. Что касается производства пара, то здесь есть тоже различия. С одной стороны, современные утюги снабжены паровым ударом, что не плохо, но отрицательно то, что пар при высокой температуре производится всегда, когда он и не нужен. Бывают ситуации, когда требуется высокая температура, но при этом категорически не нужен пар. Понятно, что выливать воду на промежуточном этапе, чтобы потом ждать, когда остынет утюг, чтобы снова залить воду, потом снова нагревать утюг – это ужасно. В более ранних моделях пар подавался по необходимости кнопкой. Кстати, про более ранние модели: были утюги со съемной камерой для воды. Это просто потрясающая вещь, к сожалению, я таких утюгов больше не встречаю. Такие «навороты», как автоматическая чистка от накипи – маркетинговый ход. Эта функция не вечна и приносит неудобства в виде высыпающегося «песка». Во всяком случае, у меня такой опыт.

Утюжильная доска – необходимый предмет при профессиональном пошиве изделий. На столе невозможно качественно утюжить готовые вещи. Доска должна быть лучше средних размеров, чтобы удовлетворяла большему количеству операций. Покрыта достаточным слоем тканевой прокладки для впитывания пара и лучшего выутюживания изделий. На жесткой доске ткань останется «сморщеной».

В заключение хочу сказать, что синтетические материалы при воздействии высокой температуры, если меняют форму, то этот процесс не обратим. Это говорит о том, что при утюжке надо быть аккуратным: не допускать заминов, которые потом невозможно будет разгладить. Здесь же отмечу, что именно по этой причине для гофре и плиссе используют либо синтетические ткани, либо натуральные с добавлением синтетических волокон.

Так же хочу добавить, что терморегулятор можно во включенном состоянии передвигать только в сторону увеличения. Также и ткани, особенно не знакомые, лучше начинать утюжить с более низких температур, а потом постепенно добавлять, чтобы не испортить изделие. Если у вас нет пробного кусочка ткани, то утюжить начинайте осторожно носиком утюга, либо на припуске шва, либо где-то с краю подгибки низа.

За весь свой опыт швейных работ скажу, что лучшим способом очистки подошвы утюга от пригара считаю чистку солью. На газету насыпать любой (можно крупной) соли, и горячим утюгом поводить по ней с усилием до тех пор, пока поверхность подошвы утюга не станет чистой.

С любовью, Ольга Злобина.











































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Цель: ознакомление с историей развития и правилами работы с утюгом.

Задачи:

  • изучить материал о эволюции утюга, его применении и пользе в наше время;
  • обобщить изученный опыт по организации рабочего места для выполнения влажно-тепловых работ;
  • ознакомить с терминологией ВТО;
  • усилить мотивацию обучающихся к предметам технологии и краеведения;
  • воспитать самостоятельность и аккуратность в работе.

Тип урока: интегрированный (технология, краеведение, история).

Оборудование: ИКТ, наглядно-демонстративный материал: музейные экспонаты, утюги, гладильная доска, таблички с терминологией, образцы машинных швов для утюжки.

Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками и экспонатами музея).

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока

I. Оргмомент .

II. Постановка проблемы .

Связь времён и поколений – как это проследить?

Как работать с утюгом?

III. Повторение и сообщение познавательных сведений .

Для проверки знаний предлагается ответить:

  • Почему перед утюжкой необходимо проверить, правильно ли установлен на утюге диск терморегулятора по отношению к указателю названия тканей?
  • Зачем перед проутюживанием надо опробовать утюг на специально предназначенной для этого светлой слегка влажной хлопчатобумажной ткани?

Влажно-тепловая обработка швейных изделий

Влажно-тепловая обработка – важная часть изготовления одежды, занимающая около 20% необходимого для этого времени. С помощью влажно-тепловой обработки (утюжки ) выправляют края, швы и форму деталей, удаляют нанесённую на ткань влагу и устраняют неровности в обработанных местах, замины, растяжения и т.п.

Влажно-тепловая обработка может быть внутри процессной и отделочной (окончательной ).

Внутри процессная влажно-тепловая обработка выполняется при изготовлении отдельных деталей или узлов одежды.

Отделочная влажно-тепловая обработка служит для закрепления полученных форм в процессе обработки деталей и придаёт изделию законченный товарный вид. ВТО выполняется с помощью утюгов, паровых прессов и паро-воздушных манекенов.

Для равномерного распределения влаги на её поверхности используют увлажнители-пульверизаторы.

Изделия из тканей натурального и вискозного шёлка, а также содержащих ацетатное волокно, увлажняют лишь в том случае, если ткани без увлажнения плохо поддаются обработке утюгом.

Для предохранения волокон ткани от повреждения (опала ) влажно-тепловую обработку деталей и готовых изделий выполняют через утюжильную прокладку (проутюжильник ) из льняной или полульняной ткани, поскольку она лучше впитывает влагу и меньше подвержена горению при соприкосновении с горячей поверхностью утюга.

IV. Исследовательская работа обучающихся .

А задумывались ли вы когда-нибудь откуда появился утюг? Кто его изобрёл? Сразу ли он был такой красивый и удобный?

На уроках технологии мы не изучаем так подробно эту тему, а вот уже на уроках краеведения обучающиеся продолжают работу по изучению данного вопроса, но уже в виде исследовательской работы, которую они сейчас вам представят.

Представление исследовательской работы группы обучающихся (Презентация 1)

Изучение нового материала. (Презентация 2)

Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые,
С морщинками и складками.
Уходят очень милые,
Весёлые и гладкие!
Значит, я надёжный друг –
Электрический утюг !
Е. Павлова.

Утюг – бытовой прибор для разглаживания складок и заминов на одежде. Процесс разглаживания называют утюжкой.

Утюг – это нагревательный прибор. Его рабочая часть – подошва (металлическая, гладкая) – сильно нагревается и разглаживает ткань. При этом утюг держат за ручку, изготовленную из материала, плохо проводящего тепло, - древесины или пластмассы.

Подошва из алюминия.

К одному из основных преимуществ алюминия по отношению к другим металлам, является его свойство быстро нагреваться и быстро остывать. Но имеется у алюминия и большой недостаток – это его мягкость. На подошве из алюминия быстро появляются царапины. Они могут быть невидны глазу или неощутимы при прикосновении, но ткать будет цепляться даже за микро царапин.

Подошва из нержавеющей стали.

Подошвы из нержавеющей стали более надежные, долговечные и в меньшей степени подвержены повреждениям. Нержавеющая сталь легко поддается чистке и хорошо скользит по любой ткани. В некоторых моделях по поверхности стали, проделаны специальные углубления, это позволяет пропускать через них ткань, обеспечивая равномерное распределения температуры, и улучшая скорость и легкость скольжения утюга по одежде.

Подошва из керамики и металлокерамики.

Обладают повышенной степенью скольжения по сравнению с металлическими подошвами, прекрасно чистятся от нагара, при этом обеспечивают высокое качество глажения. В качестве нагревательного элемента утюга используются тены и спирали. Вес таких моделей утюгов не превышает 1.5 кг. Утюги с керамическими подошвами имеют один большой недостаток, так как эмаль – это очень хрупкий материал. Поэтому керамика требует к себе бережного отношения и осторожности при ее эксплуатации. Керамика очень легко подвержена сколам, царапинам и трещинам.

Подошва из тефлона, титана и стеклокерамики.

Самыми прочными, самыми скользкими и дорогими на сегодняшний день считаются утюги с покрытием из тефлона, титана и стеклокерамики. Это очень качественные материалы, которые одновременно неприхотливы, прочны и прослужат много лет.

Электрические утюги бывают с терморегулятором и пароувлажнителем .

  • Корпус
  • Подошва
  • Терморегулятор
  • Пароувлажнитель

Рабочим местом для выполнения влажно-тепловой обработки является утюжильная доска – это складной узкий стол.

При влажно-тепловой обработке утюгом применяют различные колодки , которые изготавливают из древесины твёрдых пород (дуб, клён, берёза). Формы и размеры их зависят от характера выполняемых операций и вида изделий.

Операции ВТО выполняют стоя, при этом расстояние от обрабатываемого предмета до глаз должно быть 35–45 см.

Прежде чем приступить к утюжильным работам, необходимо проверить нагрев утюга на лоскутке той ткани, которую нужно утюжить.

Платья, юбки, блузки следует утюжить сначала с изнанки, а затем с лицевой стороны. Складки лучше утюжить с лицевой стороны, чтобы они не разошлись. Утюжить следует по прямой нитке: долевой или поперечной. При утюжке по косой нитке можно деформировать изделие, испортить его вид. С помощью пара можно обновить поношенное или сильно мятое изделие, развесив его над тазом с кипятком для равномерного увлажнения, а затем, ещё влажное, отутюжить его. При ВТО отдельные участки изделия могут приобрести нежелательный блеск или глянец (ласы ). Это результат образования плотно сжатых площадок из волокон, которые в процессе утюжки фиксируются (закрепляются ) в определённом положении. Появление лас зависит от температуры утюга и структуры обрабатываемых деталей. После окончания ВТО готовые изделия должны быть просушены и охлаждены в подвешенном состоянии до полного закрепления приданной им формы.

При работе ВТО необходимо следовать правилам техники безопасности .

  1. Опасности в работе:
    • Возгорание шнура;
    • Ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;
    • Поражение электрическим током.
  2. Что нужно сделать до начала работы:
    • Проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
    • Проверить наличие резинового коврика.
  3. Что нужно делать во время работы:
    • Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;
    • Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
    • Ставить утюг на специальную подставку;
    • Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не нагревался;
    • Использовать для увлажнения ткани пульверизатор.
  4. Что нужно сделать по окончании работы:
    • Выключить утюг;
    • Поставить его на специальную подставку.

Чтобы правильно выполнить влажно-тепловую обработку деталей или изделия, применяют следующую терминологию.

Термин Содержание работы Область применения
Приутюжить Уменьшить толщину шва или края детали
Карманы, бретели, край низа изделия
Заутюжить Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении
Складки, припуски необработанного среза
Разутюжить Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении
Стачной шов пояса, оборки
Декатировать Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки
Декатировать ткань перед раскроем
Отутюжить Удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку
Отутюжить готовое изделие

Требования, предъявляемые к выполнению ВТО.

  1. Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани.
  2. Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он.
  3. При выполнении ВТО обрабатываемый участок детали или изделия располагают ближе к работающему.
  4. При выполнении каждой машинной операции обработанный участок детали или изделия увлажняют и утюжат до полного высыхания ткани.
  5. Изделие утюжат справа налево, по направлению долевой нити.
  6. Отутюженное изделие надо оставить на некоторое время в расправленном или подвешенном виде.

V. Обобщение полученных сведений .

  • Есть ли в вашей семье старинные вещи?
  • Что о них вы можете рассказать?
  • А есть ли у вашей семье старинный утюг?

VI. Практическая часть. «Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении влажно-тепловых работ» .

Материалы : карточка с заданием, рабочая тетрадь.

Ход работы:

  1. Наклеить данную карточку в свою тетрадь.
  2. Заполнить данную табличку так, чтобы номеру рисунка соответствовал определённый термин.
Рисунок Термин

Термины: отутюжить, заутюжить, приутюжить, разутюжить, декатировать.

VII. Повторение изученного материала.

По изученному материалу предлагается решить кроссворд (Презентация 3 ).

VIII. Рефлексия. Анкетирование.

Анкета. Ответь, пожалуйста, на вопросы. Подчеркни выбранный вариант ответа.

    Узнал ли ты что-нибудь новое?
    Да
    нет
    частично

    Пригодится ли тебе это когда-нибудь в жизни?
    Да
    нет
    затрудняюсь ответить

    Есть ли в твоей семье старинные вещи?
    Да
    нет
    не знаю

    Знаешь ли ты историю этих вещей?
    Да
    нет
    частично

  1. Этот урок у тебя вызвал интерес к старине?
    Да
    нет
    затрудняюсь ответить

IX. Подведение итогов.

Литература.

  1. Голондарева Н.Б. «Технология, поурочное планирование», – Волгоград, 2005.
  2. Семёнова М., «Быт и верования древних славян», – СПб, «Азбука-классика», 2001.
  3. Симоненко В.Д. «Технология», 5 класс, – М.: «Вента – Граф», 2002.
  4. Симоненко В.Д. «Технология», 5 класс, – М.: «Вента – Граф», 2005.
  5. www.radiorus.ru
  6. nnm.ru/blogs/horror1017/istoriya_utyuga/#comment_11518370
  7. www.livejournal.ru/themes/id/6947
  8. history-life.ru/post97143613
  9. kriskomarina.ucoz.ru/load/razrabotki_urokov/ustrojstvo_utjuga_i_pravila_ego_ehkspluatacii_6_klass/2-1-0-5
  10. www.advicehome.ru/page12.php
  11. class-fizika.narod.ru/snakom3.htm
  12. www.season.ru/sovety/oborud/mesto/


Качество исполнения швейных изделий, их внешний вид зависят от того, насколько старательно придерживаетесь вы основных правил выполнения машинных и влажно-тепловых работ в процессе пошива. Именно тщательность выполнения всех видов работ и соблюдение технических условий на всех этапах обеспечивают профессионализм изготовления вещи и отличают ее от небрежно выполненных любительских изделий. Не может быть красивым и элегантным платье с искривленными строчками, затянутыми припусками на шов, плохо вывернутыми уголками воротников и многими другими мелкими недостатками.

Перед стачиванием детали следует сметать или сколоть булавками и проверить правильность соединения. Стачивают со стороны менее растягивающейся и не имеющей посадки ткани.

При стачивании детали изделия располагают слева от иглы, а припуски на шов — справа.

Припуски шва стачивания желательно выровнять по ширине перед их соединением и при пошиве срезы деталей нужно совмещать.

Строчки швов стачивания должны быть ровными, прямыми и проходить точно по линиям кроя деталей. Отклонения их в стороны, кривизна шва вызывают на поверхности изделий появление вздутий, затяжек и неровностей, которые часто пытаются убрать с помощью утюга, что удается лишь на очень короткое время.

В начале и конце строчки нужно сделать закрепки двойной обратной строчкой длиной 0,7-1см. Закрепки предохраняют шов от распускания. Делают их, нажимая во время стачивания на рычаг обратного хода. Если в вашей машине пользоваться этим рычагом неудобно, скрепляйте шов, завязывая концы ниток узелками.

Концы верхних ниток отделочных строчек нужно вытянуть наизнанку и завязать, чтобы не допустить их распускания.

При соединении деталей разной величины строчку выполняют со стороны меньшей из них. При соединении деталей, имеющих угол, и прокладывании на них отделочных строчек, шов выполняют до вершины угла, оставляя иглу в ткани, поднимают лапку и разворачивают изделие, не вынимая иглы из материала. Расположив детали для стачивания или выполнения отделочной строчки на второй стороне угла, лапку опускают и продолжают строчку. При стачивании деталей с углом припуск на шов в уголке нужно рассечь почти до самой вершины (не доходя 1 -2 мм). При недостаточном рассекании припуска выполнить угол хорошо не удается.

Вытачки стачивают от широкого конца к узкому.

Обметывают срезы на режиме зигзаг или петельным швом. Ширина зигзага 0,3-0,5см. Перед обметыванием швы выравнивают по ширине, подрезая ножницами.

Ширина припусков на внутренние швы 0,5-1см, на открытые швы 1,5-2см. Внутренние швы обметывают только на очень сыпучих тканях. В изделиях из некоторых видов тканей и трикотажа, срезы которых не осыпаются, швы можно не обметывать.

При стачивании деталей криволинейной формы припуски на шов следует подрезать, чтобы они не стягивали шва и не портили внешнего вида изделия.

На припуске вогнутого шва делают рассечки, не доходящие до строчки на 2-4мм. Чем больше изогнут шов, тем чаще его необходимо рассекать.

На выпуклых изгибах деталей припуски на шов подсекают уголками, т. е. убирают излишек ткани, и при вывертывании детали на припуске не образуются заломы и морщины.

При стачивании нескольких слоев ткани можно избежать большой толщины шва, подрезая некоторые припуски. Так, при соединении деталей с прокладкой припуск прокладки вырезают до самой строчки.

Стачивание деталей с разным припуском на шов выполняют со стороны той из них, которая имеет меньший припуск.

При соединении деталей верха с подкладкой строчку выполняют со стороны подкладочной ткани, иначе машина может сильно сосборить и посадить подкладку в шве.

Стачивая детали, одна из которых имеет сборку, строчку выполняют по несборенной детали. Сборка должна располагаться снизу, так как иначе при стачивании лапка смещает ткань, равномерность сборки нарушается, возникают складки и замины. Для образования сборки прокладывают две параллельные строчки с расстоянием между ними 0,5см. Стягивая одновременно две нитки обеих строчек, равномерно распределяют посадку. Концы ниток завязывают, детали сметывают. Притачивая деталь со сборкой, шов прокладывают между двумя строчками сборки (рис. 1).

Сметанные срезы стачивают, отступив от линии сметки 1мм в сторону припуска на шов.

При обтачивании уголков (воротника, борта, манжет и пр.) припуск на шов в них подрезают таким образом, чтобы при вывертывании детали припуски не накладывались внутри друг на друга, но при этом не образовывались пустоты (рис.2).

В концах швов (на краях изделия) припуски подрезают уголками (рис. 3).

Во время стачивания деталей из трикотажа или сильно растягивающихся тканей слегка растягивают шов, чтобы он был более эластичным. Если шов не должен растягиваться, в него следует проложить тесьму. Эластичные швы на трикотаже и других растягивающихся материалах лучше выполнять на режиме зигзаг шири-ной 0,1-0,2см. Длину стежка в этом случае следует установить немного меньше обычной (0,1-0,2см).

При стачивании деталей следят за правильностью натяжения ниток. Строчка не должна петлять, узелок стежка должен образовываться в ткани, а не на поверхности. Шов не должен стягиваться. Проверяют правильность натяжения ниток следующим образом. Берут кусочек стачиваемой ткани, складывают под углом 45° и строчат на небольшом расстоянии от сгиба. Растягивают полученный шов; если он порвется, смотрят какая нитка лопнула — верхняя или нижняя, и ослабляют натяжение этой нитки. Проверяют строчку еще раз и, регулируя натяжение ниток, добиваются, чтобы строчка не рвалась.

Перед стачиванием деталей из бархата срезы сметывают двумя параллельными строчками. Строчку стачивания прокладывают между ними. Стачивают детали из вельвета и бархата при слабом натяжении ниток.

При работе на швейной машине с разными видами тканей очень важно правильно подобрать иглу и нитки. Для тонких ниток нужны тонкие иглы, и наоборот.

Иногда при пошиве очень плотных материалов, кожи, замши, некоторых видов синтетического трикотажа игла делает частые пропуски стежков из-за повышенного трения и растяжения ниток во время образования стежка. В этом случае следует, не меняя нитки, заменить иглу на более толстую. При стачивании деталей из искусственной кожи или некоторых дублированных материалов игла иногда разогревается настолько, что расплавляет пластик или клей. Они залепляют конец иглы и ушко, и стежки не образуются. Избежать этого помогает смазывание шва машинным или растительным маслом или пропитка ими ниток. Скорость работы машины при этом нужно уменьшить, а длину стежка увеличить.

Кожа обладает повышенной прорубаемостью, поэтому для стачивания ее лучше пользоваться специальными плоскими иглами. Кроме того, искусственная кожа имеет увеличенную растяжимость во всех направлениях, поэтому при стачивании деталей в большинстве случаев в швы следует прокладывать кромку или специальную тесьму.

Швы, несущие большую нагрузку (плечевые, втачивания воротника, рукавов, соединения лифа с юбкой, шов сидения брюк), выполняют двумя строчками, а в некоторых случаях в шов подкладывают тесьму или кромку.

Во всех видах швейных изделий воротники, манжеты, борта, листочки, клапаны карманов выполняют с прокладкой. Материал прокладки зависит от ткани верха. Для пальтовых и плотных шерстяных тканей это может быть бортовка, плотный флизелин, бязь с клеевым покрытием. Для костюмно-платьевых тканей в качестве прокладки используют тонкий флизелин, флизелин с клеевым напылением, бязь и мадаполам. Для очень тонких шелковых и хлопчатобумажных тканей следует применять прозрачный капрон (жесткий), а также батист или очень тонкий флизелин.

Отделочные строчки прокладывают с лицевой стороны изделия. Но в тех случаях, когда для них применяются нити «люрекс» или толстые нитки типа ириса, их заправляют в челнок и выполняют строчку с изнанки, чтобы на лицевой стороне изделия была нижняя нитка.

В изделиях из трикотажных полотен и тканей с металлизированной или металлической нитью при выполнении швов часто имеет место выдергивание иглой нитей и появление множества затяжек. Чтобы избежать этого очень неприятного эффекта, пользуются только новыми острыми иглами и по возможности шелковыми или полиэфирными нитками Под шов при стачивании подкладывают полоски бумаги или кальки. После стачивания бумагу удаляют.

При недостаточном натяжении верхней и челночной ниток иногда возникает дефект «оскал» шва, т. е. при разутюживании стороны деталей оказываются не прижаты друг к другу и в шве видны нитки строчки. Для устранения дефекта следует увеличить натяжение челночной нитки и подстроить под нее натяжение верхней, чтобы «оскал» исчез.

После стачивания швы и отделочные строчки проутюживают. В этой работе следует придерживаться следующих правил.

Каждый шов нужно проутюжить через влажную ткань (проутюжильник) до полного высыхания. В качестве проутюжильников применяют льняные или хлопчатобумажные белые ткани — бязь, мадаполам, полотно. Ткань следует смочить и хорошо отжать, чтобы на изделии не оставались мокрые пятна. Чтобы припуск шва не отпечатывался с лицевой стороны, под него подкладывают плотную бумагу или деревянную линейку.

При приутюживании обтачных деталей и деталей, имеющих сложную форму, нужно пользоваться шаблонами из плотной бумаги. Шаблон вырезают точно по форме детали без припусков на швы и вкладывают внутрь или накладывают на изнаночную сторону детали. Приутюживание следует выполнять с той стороны детали, на которой виден кант (т. е. с нижней стороны); кант нужно выправлять, добиваясь его равномерности и четкой, правильной формы сторон обтачных деталей.

Швы на тонких тканях в основном заутюживают в одну сторону, на толстых — разутюживают.

Припуски плечевых швов заутюживают на полочку, если на спинке есть вытачка, на спинку, если вытачки нет, или разутюживают.

Припуски боковых швов заутюживают на спинку, если есть боковая вытачка, и на полочку, если вытачки нет. Припуски на швы в двухшовном рукаве заутюживают на верхнюю половинку; в одношовном разутюживают, если вытачки нет, заутюживают к линии переднего переката, если есть локтевая вытачка; средний шов заутюживают на переднюю половинку.

Рельефы, вытачки от плечевых срезов и линии талии заутюживают к середине полочки или спинки. Нагрудные вытачки, идущие от боковых срезов, заутюживают вниз, швы притачивания кокеток — на кокетки (рис. 4).

Изделия приутюживают по изнаночной стороне через влажную ткань. Двигать утюг нужно, придерживаясь направления нитей основы, при перемещении утюга по косой нити ткань растягивается.

Если с лицевой стороны детали залоснились, удалить блеск (ласы) можно, положив на этот участок сложенный в несколько слоев влажный проутюжильник и слегка прикасаясь к нему утюгом. Пар распрямит заглаженные волокна ткани, и блеск исчезнет. Швы заутюживают на ребро с изнаночной стороны, расположив детали в сложенном виде с одной стороны, а припуск шва — с другой от линии строчки.

Приутюживание швов на бархате и вельвете проводят, подложив под шов одежную щетку из натуральной щетины или сложив ткань «лицом к лицу», не нажимая на утюг, а лишь слегка касаясь им ткани. Шелковый бархат гладят на весу. Замины ворса на бархате и вельвете удаляют при помощи мокрой ткани, сложенной в несколько слоев, прикасаясь к ней утюгом, и щетки, которой разглаживают смятый ворс, а также над паром, расправляя ворс щеткой.

Перед проведением влажно-тепловой обработки изделия нужно удалить с материала все меловые линии, отметки и нитки сметывания.

Влажно-тепловую обработку подкладочных и ацетатных тканей лучше выполнять без увлажнения, так как вода может оставлять на них пятна. Если же ткань не разутюживается, слегка смочите из пульверизатора проутюжильник (не допуская крупных пятен на нем) и гладьте через него.

Хлопчатобумажные и льняные ткани можно гладить без проутюжильника, сбрызгивая с изнаночной стороны водой из пульверизатора.

При приутюживании оката рукава сначала заутюживают шов втачивания с изнаночной стороны на ребро, носиком утюга осторожно расправляя и сутюживая сборку оката. Укладывать на доске изделие следует таким образом, чтобы внизу лежала ткань лифа, а сверху — рукава. На окате приутюживают припуск шва и 1-2см оката рукава; низ проймы и оката утюжат, заходя на ткань рукава на 3-5см. Старайтесь не растягивать шов втачивания. С лицевой стороны верх рукава и окат приутюживают на специальной подставке или на весу с помощью небольшой подушечки.

Чтобы избежать наплывов ткани, сначала шов нужно разутюжить и лишь затем заутюжить на сторону.

Во всех обтачных деталях, прежде чем их вывертывать, шов обтачивания нужно разутюжить. Если этого не сделать, очень трудно добиться ровного канта и четкой прямой линии обработанного шва.

Особенно важно не пропустить эту операцию при обтачивании борта, лацканов, воротника. Приутюживание выметанных деталей выполняют в два приема: сначала проводят легкую предварительную, а затем, после удаления ниток, окончательную усиленную обработку с увлажнением.

При проведении влажно-тепловой обработки изделия соблюдайте тепловой режим. Нарушение его часто приводит к возникновению опалов, изменению цвета, образованию пятен и лас. Поэтому проверьте сначала на лоскуте, какой режим утюга обеспечивает хорошее проутюживание вашей ткани и не допускает возникновения дефектов.

После обработки шов детали должны остыть на гладильной доске до полной фиксации приданной им формы.

Влажно-тепловая обработка (ВТО) ткани и изделия играет очень важную роль в швейном деле. Только на первый взгляд кажется, что это проще простого - взял утюг, нагрел его до нужной температуры и погладил. Но не тут-то было. Оказывается, даже в этом несложном деле есть свои маленькие хитрости и секретики, которые мы вам и раскроем.

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что подложка на гладильной доске достаточно мягкая, иначе рельефные следы от металлической поверхности будут проступать в процессе ВТО, особенно на тонких тканях. Если покупной чехол не соответствует этим требованиям, его лучше заменить.
  • Перед тем, как заутюжить швы изделия на сторону или в разворот, их нужно отпарить «плоско».
  • Чтобы при ВТО следы от утюга не пропечатывались на лицевой стороне лучше всего подложить под припуски полосы ватмана или другой плотной бумаги шириной 5−7 см. Аналогично поступаем и с подгибкой низа.
  • Для подгибки пальто можно использовать кусочек основной ткани, приложив его встык к припуску и только после этого прогладить необходимый участок. В данном случае толщина подгибки и ткани совпадают, и получается, что вы отпариваете единое полотно без переходов.
  • Иногда от следов спасает специальная тефлоновая подошва для деликатных тканей, которая идет в комплекте с некоторыми современными утюгами. Но перед использованием стоит проверить на кусочке ткани, из которого сшита ваша вещь, так ли это.
  • Правильно загладить сгиб лацкана можно с помощью сложенного в несколько раз махрового полотенца. Положите полочку жакета или пальто на гладильную доску, отогните лацкан так, как он будет лежать в носке. И вот под этот сгиб необходимо подложить сложенное полотенце. Это нужно для того, чтобы сгиб не приутюжился жестко, а был округлым. И только потом утюжьте его через проутюжильник - небольшой отрез мягкой, тонкой, однотонной ткани, лучше белой. Можно через пеленку. Еще лучше провести процедуру ВТО лацкана на манекене (при его наличии, конечно) - просто обработать паром.
  • ВТО воротника по сгибу не делают. Воротник уложите на перегиб, таким образом, как он будет лежать на шее. В таком виде наколите его на манекен или на горлышко трехлитровой банки, обернутой полотенцем. Затем слегка сбрызните воротник из пульверизатора и дайте ему высохнуть. Тогда он хорошо ляжет в изделии. Это называется формовка воротника, которую необходимо сделать ДО его втачивания в горловину изделия.
  • Припуски по окату рукава разутюживают на специальной деревянной приспособке, которая повторяет форму оката. Если таковой нет в наличии, наденьте окат на банку, обернутую полотенцем.
  • ВТО двухшовного рукава проводят поочередно. Первый шов разглаживают вразворот детали. А второй на ребре гладильной доски, чтобы не образовалось заломов на рукаве. Или на рукавной платформе, если это позволяет ширина рукава. И не забудьте локтевые срезы слегка оттянуть, а передние - сутюжить.

Из личного опыта

Вискозную подкладочную ткань большинство производителей чем-то обрабатывают. Именно поэтому, когда мы ее покупаем, она выглядит такой гладкой и ровной. Но вся эта ровность и гладкость исчезает сразу после стирки. Оказывается, что вискозную подкладку для пальто и жакетов лучше не стирать!
Сложите вискозную подкладку вдвое лицевой стороной вовнутрь. С изнанки сбрызните ее из пульверизатора и прогладьте с обеих сторон. ВТО сгиба ткани проводят в один слой, в разложенном виде, тоже с изнанки. Только в этом случае вискозная подкладка сохранит свою первоначальную красоту.

Фото: сайт
Статью по материалам форума подготовила Юлия Деканова







2024 © sdelano-krasnodar.ru.