Как мыли детей в русской печи. Как мылись… в русской печи?!! Старый да малый – в печь полезай


Долго думала: « В какое же сообщество писать «Баня» или «русская печь» ? Тема далека от кулинарного направления. Но всё-таки, это же печь! Знаю, что здесь на ДП у многих есть русские печи. На просторах интернета встретила ещё одно предназначение печи, которое вызвало даже улыбку, когда представила, как кто-то с комфортом «въезжает» туда, лёжа на широкой доске и также «выезжает»……или на лопате)))))). А ведь, наверное, русские народные сказки тоже берут начало оттуда. Помните, когда Баба Яга всё пыталась кого-то зажарить?
Ну так вот, после тяжёлого трудового дня приглашаю вас на помывку. Лопаты приготовили?
Лёгкого всем пара, как говорится. Поделитесь впечатлениями, с пока ещё городскими:) А далее читайте, как всё происходило.

Много на свете бань - турецкие, ирландские, финские, японские. Подражая банным традициям разных народов, мы то забираемся с головой в бочки, то растираемся палочками, то закапываемся в песок. Между тем, за экзотикой далеко ходить не надо. Наши пра-пра-прадеды превзошли всех по части изобретательности в помывочном деле. Иногда они мылись… прямо в домашней печи!
Места в русской печи достаточно. Отопительная печь занимала не меньше трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека.

Веником в ней, конечно, не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно. Неизвестно, чего больше в такой изобретательности - рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим - и вода согреется) или «Емелевской» лени (зачем баню топить, если в печке вымыться можно).

Еще в 19 и начале 20 века отопительная печь часто использовалась как домашняя баня. Путешествуя по России во второй половине 19 века, этнограф С. В. Максимов отметил, что «в баню вовсе не ходят, предпочитая мыться в печках», хотя «бани здесь и существуют». Действительно, банные печи уже пару сотен лет были в ходу. А людям все равно нравилось мыться в печке…

Старый да малый - в печь полезай!

Чаще всего в печке мыли маленьких детей - очевидно, чтобы не застудить по дороге в баню, которая всегда стояла далеко от избы. Мать забиралась внутрь печи, а ей на деревянной лопате, которой обычно вынимали хлеб, подавали ребенка. Внутри печи уже стояли чугуны с нагретой водой, щелоком (прообраз мыла), целебными травяными отварами. В печке было чисто: золу и углы тщательно выметали. Забирались в печку через зев, а чтобы не запачкаться, место перед зевом («под», а по-современному, плиту) покрывали досками или влажной соломой. На время банных процедур печную заслонку закрывали. Окончив мытье, мать «высаживала» ребенка на лопате, а затем выбиралась и сама.
Мыли в печке и немощных стариков. Помощник забирался внутрь, а старец или старушка с комфортом «въезжали» в печь, лежа на широкой доске. Взрослые обычно мылись по одному. Терлись щелоком, волосы мыли золой либо яйцом. Пару поддавали, брызгая водой на горячие стенки печи, примыкающие к топке.

Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях - например, во Владимирской губернии - девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи.

Свернуть

В древней Руси особое внимание уделяли постройке бань, так как содержание тела в чистоте считалось основным фактором, оказывающим влияние на здоровье человека. Для некоторых постройка бани оказывалась слишком дорогим удовольствием, что, однако, не мешало людям искать другие способы очищения — к примеру, мыться в печах.

Мытьё в русской печи кажется современному человеку чем-то совершенно невыполнимым и нереальным. Для некоторых подобная процедура является очередной традицией, переросшей, скорее в легенду, но для представителей старшего поколения подобные рассказы вовсе не вымысел, а вполне очевидные воспоминания детства.

Откуда пошёл обычай?

Ещё в старину русские люди поняли, что чистота является залогом здоровья, и старались соблюдать её проявления во всем: в быту, в одежде и, что самое важное — в заботе о собственном теле. Недаром древнюю Русь не затронули многочисленные болезни, бушевавшие в Европе и вызванные, в первую очередь, полным отсутствием личной гигиены и антисанитарными условиями быта. Посещающие нашу страну путешественники нередко отмечали, что жители русских поселений выглядят совсем иначе: свежая одежда, чистые волосы и умытое лицо. В этом нет ничего удивительного, ведь не мыться на Руси в то время мог только ленивый.

Старинная печь 1890г.

Бани были обязательным атрибутом древнерусских поселений. Если же у семьи не хватало сил или средств на возведение бани, водные процедуры проводили в печках.

Трудно установить, с чего именно пошёл обычай мытья в печке. Разные уголки России сохранили свидетельства о применении данного метода, начиная с 15 века.

Традиция эта распространялась не только на деревенских жителей, но и на горожан, так как печь была единственным средством для отопления помещений. По данным этнографов, обычай мыться в печке сохранился среди некоторых групп населения вплоть до 20 века.

Как раньше мылись?

Внутреннее устройство русской печи предусматривает долгое сохранение тепла внутри её горнила, особенно если после топки закрыть продух заслонкой. Подобная конструкция позволяет не только поддерживать температуру в помещении, но и сохранять нагретую воду и пищу, помещённую в неё, тёплыми. Нюанс сохранения температуры воды очень важен, так как «разводили» печь обычно утром, а мылись уже после всех приготовлений, ближе к вечеру.

Древнерусские печки отличаются массивными размерами, два взрослых человека могли спокойно расположиться внутри печи, занимаясь водными процедурами. Оставалось ещё и пространство для двух корчаг и веника.

После того, как дневные приготовления заканчивались, печку очищали от золы, копоти и сажи. Перед началом мытья поверхность, по которой залезали, устилали соломой или небольшими дощечками, чтобы не испачкаться на обратном пути. После всех действий начинался сам процесс отмывания.

В печке отмывали стариков , маленьких детей или младенцев. Словом тех, кто не мог в силу обстоятельств добраться до бани или был недостаточно крепок здоровьем. Больных членов семьи в баню так же не выводили, особенно зимой — мыли в печке. Маленьких детей «передавали» в печь на специальной лопате, где их принимал кто-то из взрослых, а стариков на небольших липовых досках, в положении лёжа.

Детей клали на специальные лопаты

Молодые незамужние девушки также пользовались печкой, когда необходимо было помыться. Это обусловлено поверьем, что в банях живут сердитые духи — банники и кикиморы, способные сотворить с девушкой всякие злодеяния. Стоит молодой красавице оставить банные принадлежности не на своём месте или нарушить покой духа какими-либо действиями, тот мог разозлиться и подпереть дверь, напуская пару, или опрокинуть таз с кипятком на виновницу.

Так как на Руси были свои правила для походов в баню, незамужние девушки могли мыться только с детьми или молодыми сёстрами, также не имеющими супругов. В некоторых деревнях поход одинокой девушки в баню приравнивался к греху, и кроме мытья в печи выхода у девушек не было.

Свободным женщинам разрешалось мыться только с сестрами

Мыться дома при вышеперечисленных обстоятельствах было куда спокойнее. В каждой избе был красный угол, в котором размещались иконы, и совершать водные процедуры можно было, не боясь нечистой силы.

Мылись в русской печи и в лечебных целях . Членов семьи, заболевших «перхотой» (кашель, предположительно бронхиальный) помещали в печку, где его ждали кадки со специальными отварами. Перед тем как отправить в печь, аналогичный травяной отвар давали принять внутрь, а тело обмазывали специально приготовленным тестом. Делалось это для того, чтобы максимально прогреть организм как снаружи, так и изнутри. На голову больного надевали платок или шапочку, чтобы предотвратить тепловой удар, называемый «угаром».

Заболевших некоторыми видами кожных недугов также отмывали в печи. В баню таких людей не водили, чтобы с водой болезнь не затронула других членов семьи. После мытья веник вместе с настилом, на котором больной размещался, сжигали. В последующую топку печи болезнь как бы «сжигали», не давая ей выбраться наружу. Этот способ очищения помогал локализовать болезнь, а в последствии вовсе избавиться от неё.

Видео

В тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы, бытовала другая традиция – мытьё (паренье) в печи. Описания его даются в сообщениях, присланных в Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева (1899 год). «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой», – сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии.

В основном, мытье в печи было характерно для более южных областей, находящихся в пределах Старорязанского и Владимиро-Суздальского княжеств (Рязанская, Тульская, Московская, Ярославская, Владимирская, Калужская губернии). Как можно заметить, контуры ареала этого обычая в значительной мере совпадают с юго-западной и юго-восточной границами Московского государства XV – середины XVI вв. (до падения Казанского ханства). Остальные южные губернии, заселенные гораздо позже (в XVIII-XIX вв.), такого обычая уже не знали: там имелась своя традиция, сходная с украинской, – мытье в деревянных кадках и корытах. На Русском Севере также имелись целые территории, где не знали бань и мылись в печах. В последних районах, как считают исследователи, преобладала ростовская колонизация.

В конце XIX – начале XX вв. печь в функции бани, кроме средне- и южнорусских земель, использовалась к северу от Верхней Волги в Ярославской, Тверской, Костромской и в южных районах Вологодской и Новгородской губерний. Такое же явление наблюдалось у эстонцев Восточной Латвии и у южных вепсов. У финских народов, несмотря на собственную банную культуру и наличие бань северорусского типа (сауна), также встречался обычай мыться в печи, возможно, заимствованный у соседнего русского населения.

Печи, предназначенные для мытья, строились вместительными, и часто в них мылись по двое. «Крестьяне парятся в печках, по два человека, но не более. Печи специально делают большие, так что удобно в них даже сидеть. Моются в них обычно часов в 6–7 вечера. Но для парения довольствуются утренним жаром. Перед мытьем настилают в печь сноп соломы. Залезши в печку и взяв с собой немного горячей воды и веник, обмакивают веник в воду и брызгают на стенки, появляется пар, а потом ложатся на солому и парятся». Иногда в печи только парились, а домывались уже во дворе. Если же в печи и мылись, то вовнутрь ее ставили деревянное корыто, в которое стекала вода. (с)

Что-что, а помыться русские люди всегда любили. В старину все иноземные путешественники отмечали, что народ наш чистоплотен: «Рубахи у них белые, лица чистые. Трут себя золою нещадно и тело ошпаривают до красноты ». Пока Европа изобретала душистые уксусы и одеколоны для избавления от неприятных запахов, славяне с удовольствием принимали водные процедуры. Если не было бань – мылись даже в русской печке.

Классическая русская печь очень большая, в ней свободно помещаются двое взрослых , и еще остается место для кадушек, веников и прочей банной утвари. Когда печь начинали растапливать, внутрь ставили греться чугуны с водой и лекарственными травами. После того как дрова прогорали и печь остывала, из нее вычищали угли, сажу, золу. Разводили щелок (его использовали вместо мыла), делали яичный раствор (старинный «шампунь»), заваривали веники. Перед тем как мылись в русской печи, закрывали досками или соломой плиту, на которую нужно было забираться, чтобы залезть внутрь. И приступали к мытью.

Кто мылся в печке?

Обычно в печи мыли самых немощных домочадцев – младенцев, стариков и больных , чтобы им не приходилось лишний раз выходить на улицу. Детей подсаживали в печь на лопате для хлеба (как Иванушку в сказках про Бабу-Ягу). Взрослых «ввозили» лежа, на большой доске.

Впрочем, историки и старожилы рассказывают, как мылись в русской печке не только старые, малые и больные. Частенько там принимали водные процедуры молодые незамужние девушки. Они не любили ходить в баню – там, по поверьям, обитал банник. Это сердитый дух – хозяин бани. Стоит прийти помыться не вовремя, оставить ковш не на своем месте – банник разгневается, и может опрокинуть кадушку с горячей водой, а то и запарить до полусмерти. А еще кикиморы, которые живут под полом, и прочая банная нечисть…

В общем, дома, где есть красный угол с иконами, мыться куда приятнее. В некоторых селах одиноким женщинам и вовсе запрещалось ходить в баню – это считалось грехом. Поэтому и использовали девушки для мытья печи.

Русская печка же, в отличие от бани, считавшейся нечистым местом, была местом почти священным . Печному огню приписывали чудесные свойства: читая заговоры и сжигая в его пламени магические предметы, люди просили здоровья, исцеления. На печку клали новорожденных детей, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Иногда их даже «окатывали печным духом»: заносили на несколько секунд в печной зев, чтобы печка «подышала» на ребенка. Здесь же лечили больных разными недугами. А для ребят печка всегда была лучшей утешительницей: в тепле и уюте забывались все обиды, и под гул ветра в печной трубе сладко спалось.

Откуда пошел обычай мыться в печке?

Кто и когда, в какой губернии впервые придумал мыться в русской печке? Теперь уже неясно. Свидетельства и заметки очевидцев есть и во Владимирской губернии, и в Сибири, и на юге. Должно быть, такой способ мытья практиковался повсеместно.

Интересно, что существовал этот обычай не только в деревнях, но и в городах. Путешественники, посещавшие Москву, рассказывали, как мылись в русской печи мещане – городские жители. По свидетельству некоторых этнографов, отопительные печи дровяные служили банями вплоть до середины 20 века. Вполне возможно, что в далеких деревнях до сих пор принимают банные процедуры в русской печи.

При цитировании или перепечатки статьи просьба ставить активную ссылку на


Как много на свете бань - турецкие, ирландские, финские, японские. Подражая банным традициям разных народов, мы то забираемся с головой в бочки, то растираемся палочками, то закапываемся в песок. Между тем, за экзотикой далеко ходить не надо. Наши пра-пра-прадеды превзошли всех по части изобретательности в помывочном деле. Иногда они мылись… прямо в домашней печи!

Места в русской печи достаточно. Отопительная печь занимала не меньше трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека.

Веником в ней, конечно, не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно. Неизвестно, чего больше в такой изобретательности - рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим - и вода согреется) или «Емелевской» лени (зачем баню топить, если в печке вымыться можно).

Еще в 19 и начале 20 века отопительная печь часто использовалась как домашняя баня. Путешествуя по России во второй половине 19 века, этнограф С. В. Максимов отметил, что «в баню вовсе не ходят, предпочитая мыться в печках», хотя «бани здесь и существуют». Действительно, банные печи уже пару сотен лет были в ходу. А людям все равно нравилось мыться в печке…

Старый да малый - в печь полезай!

Чаще всего в печке мыли маленьких детей - очевидно, чтобы не застудить по дороге в баню, которая всегда стояла далеко от избы. Мать забиралась внутрь печи, а ей на деревянной лопате, которой обычно вынимали хлеб, подавали ребенка. Внутри печи уже стояли чугуны с нагретой водой, щелоком (прообраз мыла), целебными травяными отварами.

В печке было чисто: золу и углы тщательно выметали. Забирались в печку через зев, а чтобы не запачкаться, место перед зевом («под», а по-современному, плиту) покрывали досками или влажной соломой. На время банных процедур печную заслонку закрывали. Окончив мытье, мать «высаживала» ребенка на лопате, а затем выбиралась и сама. Отсюда, кстати, и пошли сказки про бабу-Ягу, которая одержима идеей изжарить непрошеных гостей в печи.


Мыли в печке и немощных стариков. Помощник забирался внутрь, а старец или старушка с комфортом «въезжали» в печь, лежа на широкой доске. Взрослые обычно мылись по одному. Терлись щелоком, волосы мыли золой либо яйцом. Пару поддавали, брызгая водой на горячие стенки печи, примыкающие к топке.

Почему женщины так любят печки?

Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях - например, во Владимирской губернии - девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи. А может быть, они сами не хотели мыться там, напуганные рассказами о баннике - нечистой силе, хозяине бани, который мог и раскаленный камень из банной печи бросить в немилого гостя, и дверь наглухо закрыть. Русская печка же стояла в доме, где висели иконы и каждый угол кропили святой водой. Поэтому мыться в ней было спокойнее.


А теперь сам процесс мытья в печи от очевидца..

Ладно, суть, по пунктам. Хотя начну я «с бани».

Для этого печь не всякая годилась. Для Хлебов - особая нужна. Да и любая русская, что ладили печных дел мастера.

А вот, чтоб париться и мыться в ней - нужна большая печь, чтоб мог поместиться там любой из взрослых, да ещё хотя бы один ушат, специальный, липовый, довольно узкий, но всё ж… где травы, веники и мёд запарены «для духа» и здоровья.

Сначала печь топили. Долго, жарко. Только ольхой или берёзой. Дрова другие - в другие дни. Потом, когда очистят от углей, золы - Хлеба! На всю «седмицу». Для гостей и для семьи.

Лишь только после, когда Хлеба готовы, на скамью поставлены «созреть»,и холстом специальным, «Хлебным», покрыты..

печь готовят для мытья:

вдвигают широкую доску… Опять из липы - сидеть на ней, чтоб «не прижарить», ушат со взваром банным и вениками.

Для «хворых» и в особых случаях - специальным тестом обмазывают тело… и в печь! На голову всегда или платок повяжут,или «банный чепчик», чтоб не угореть. В такой печи,где удалось два раза мне прогреться-пропариться,два ушата по краям, а посередине, сидя - я.

Первый раз без теста…

С трудом залез,чуть обжигаясь,везде без навыка - никак), уселся меж ушатов. Над головой пространство - можно с веником рукой подвигать. Махать, как в просто бане, не получится, а протереться - в самый раз.

В одном ушате - чистая вода, в другом - довольно крепкий, духмяный взвар из трав и мёду, не только мыться, даже пить возможно. Хотя питьё, специальный жбан, чтоб «дыхальца» открыть на коже, дали перед печью.

Веники, берёзовый,дубовый в ушате со взваром.

Прогрелся чуть, протёрся пару раз берёзовым, он вместе с взваром помогает «дыхальца» открыть. Жар в печи со всех сторон,и даже снизу,хоть «на лопате» липовой сижу… Если бы ни взвар и ни вода, которой обтирался - наверно спёкся б…

В конце обязательно дубовым веником протереться - «дыхальца» закрыть. Конечно, если в печь один раз забрался. Старики по два,по три раза… дубовым всегда в конце.

Баня у этих стариков есть, великолепная баня!«По чёрному»! И дух в ней - сказка! Мы там несколько раз парились…

А вот в печи пропариться - особый случай…

Вылез. Розовый… На улице холодною водицей облился… Закутали не вытирая в простынку,и чай с малиной- мёдом из самовара… Пока весь пот не вышел. ДВА ВЕДЁРНЫХ САМОВАРА-ОДИН «ВЫДУЛ»!!!

Выжмешь простынь, снова чай… А пот ручьём! Потом - как выключили воду! Сухой!И вытирать нечего - сухой.

— Теперь энергично оботрись, и можешь одеваться. Хорошо держался, молодец. Постарайся ещё разок прийти в следующую пятницу к Хлебам, да чуть пораньше. С командиром договорюсь, тебе очень надо. Тесто приготовим для тебя.

- Какое тесто? И зачем?

— А «хвори» убирать, малёхо накопил. И даже всем здоровым хоть один раз в три годочка надо. На родниковой, чистой водице,а если есть возможность на утренней зорьке росу собрать холстами с разнотравья,с лугов цветущих, хоть чуть-чуть.

Обмажем тело,в печи без веников и шаек посидишь,пока тесто коркою не станет.Вылезешь- отколупаем аккуратно,под дерево, под дубочек, что вместе мы с тобой посадим - закопаешь, и будешь хоть куда!

Взято отсюда - кусочек о мытье в печи -

  • ПЕЩЬ РА - рассказы, сам автор21.01.2013

Давно прошли времена верований в банников и домовых. Золу заменил шампунь, а бани превратились в просторные помещения с комнатами отдыха. Но может быть, в удаленных деревушках есть семьи, которые по-прежнему считают печь лучшим местом для банных процедур.

И, как все необычное, мытье в печи однажды войдет в моду и станет не менее популярным, чем сауна или турецкая баня.







2024 © sdelano-krasnodar.ru.